Фрагмент для ознакомления
1
Введение………………………………………………………………………… 3
§ 1. Общая характеристика требований к государственным служащим в России …………………………………………………………………..……....
6
§ 2. Характеристика порядка внесения изменений в конституции стран мира ……………………………..……………………………………..………...
14
§ 3. Общая характеристика конституционных требований к государственным служащим, в связи с внесением поправок в Конституцию РФ 2020 года ……………………………………………………
17
Заключение …………………………………………………………………….. 20
Список использованной литературы ………………………………………… 22
Приложение ………………………………………………………………...….. 26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В современный период идет мощнейшая конституционная реформа, начало которой было положено, в том числе, и Посланием Президента РФ. В частности, Президент РФ отметил: «Наступивший 2020 год во многом рубежный. Это переход к третьему десятилетию XXI века. Перед Россией стоят прорывные исторические задачи, и в их решении значим вклад каждого. Вместе, сообща мы обязательно изменим жизнь к лучшему» . В указанном Послании Президент предложил поправки в Конституцию РФ. После проведения референдума Президент подписал Указ «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесёнными в неё поправками» . Система современных общественных отношений подвергается масштабному реформированию в орбите конституционного воздействия. Конституционная реформа направлена на изменение в лучшую сторону фундаментальных основ сложившейся конституционной модели, направленных на обеспечение развития общества и государства. В настоящее время видоизменяются и создаются новые основные институты конституционного строя, развивается и совершенствуется конституционного законодательство. Конституционное законодательство затронули и сферу деятельности публичной власти, в частности, внесенные поправки в Конституцию , затронули конституционные требования к публичным должностным лицам. Рассматриваемые требования, в свою очередь, требуют своего исследования, анализа и толкования.
Актуальность исследования обусловлена еще и тем, что в связи с внесением изменений по итогам общероссийского голосования 01.07.2020 г. в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12.12.1993 г., претерпели изменения и конституционные требования к публичным должностным лицам.
Степень научной разработанности темы. Проблема существование правового института государственных служащих в конституционной доктрине является актуальной темой систематических научных исследований. Теоретические, организационные и правовые проблемы конституционных требований к публичным должностным лицам традиционно привлекают повышенное внимание ученых. Большой вклад в развитие этой части конституционной доктрины внесли такие ученые, как Баглай М. В., Габричидзе Б. Н., Глазунов Н. И., Зеркин Д. П., Козлов А. Е., Малько А. В., Марченко М. Н., Матейковича М. С., Радченко А. И., Старостин А. М., Чиркин В. Е., и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе нормативного регулирования правового института государственных служащих.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающие в ходе формулирования и закрепления конституционных требований к государственным служащим.
Методологическую основу исследования составили современные методы научного познания: общенаучные (диалектико-материалистический метод, анализ, синтез и др.) и частно-научные (метод сравнительного правоведения, формально-логический, системно-структурный, метод юридического моделирования и др.).
Целью исследования является изучения теоретических, и законодательных аспектов конституционных требований к государственным служащим.
Для достижения цели в рамках научного исследования необходимо решить представленные ниже задачи: 1. Изучение термина «чиновник»; 2.Исследование требований, предъявляемых к государственным служащим, закрепленным в Конституции РФ; 3.Исследование требований, предъявляемых к государственным служащим, закрепленным в отраслевом законодательстве РФ; 4. Анализ международных стандартов в области требований, выдвигаемых к государственным служащим; 5. Определение понятия конституции; 6. Определение механизмов внесения изменений (поправок) в конституции стран; 7. Анализ внесенных в 2020 году изменений в Конституцию РФ требований к государственным служащим; 8. Разработка предложений по законодательному регулированию конституционных требований к чиновникам (государственным служащим).
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.
§ 1. Общая характеристика требований к государственным
служащим в России
В ч. 4 ст. 32 Конституции РФ закреплено политическое право граждан России на равный доступ к государственной службе. По отношению к данному праву регламентируется запрет на дискриминации по любому признаку, перечень которых не ограничен (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Положения указанных конституционных норм вытекают из п. «с» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.).
В рамках темы исследования обратимся к понятию чиновник. Чиновник – это государственный служащий (в России до 1917 г., обязательно имеющий один из служебных разрядов табели о рангах) . Изначально термин чиновник употреблялось только в отношении госслужащих России имперского периода, однако впоследствии слово «чиновник» стало использоваться в более широком смысле.
В условиях начавшейся конституционной реформы наиболее целесообразно обывательский термин «чиновник» заменить (подразумевать) термином «публичное должностное лицо» . Указанное словосочетание позволяет унифицировать конституционный, обывательский и отраслевой смысл термина «чиновник».
К публичным должностным лицам, необходимо отнести: замещающих государственные должности Российской Федерации лиц; замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации лиц; замещающих муниципальные должности лиц; государственных служащих всех видов (гражданских служащих субъектов Российской Федерации; федеральных государственных гражданских служащих); военнослужащих, служащих иных государственных органов); муниципальных служащих.
Сводный перечень государственных должностей РФ и перечень типовых государственных должностей субъектов РФ утверждены Указами Президента РФ (см. Приложение № 1 и Приложение № 2).
В соответствии с международными стандартами в области деятельности в сфере публичной власти, в частности в соответствии с Международным кодексом поведения государственных должностных лиц (ООН, 1996 г.). В указанном международном акте устанавливаются основные и дополнительные требования к государственному служащему. В частности, к дополнительным относятся: запрет дискриминации граждан; запрет отдаче предпочтения какой-либо группе лиц; запрет использования должностного положения в целях извлечения личных или финансовых выгод (для себя и своих семей); запрет преследование коммерческих интересов (несовместимых с должностью); возложение обязанности сообщения о конфликте интересов; запрет использования денежных средств, услуг и информации в личных целях; возложение обязанности сообщать о личных и близкородственных активах и обязательствах; запрет на получение подарков; возложение обязанности сохранять в секрете конфиденциальную информацию, ставшую известной должностному лицу в связи с осуществлением профессиональной деятельности; беспристрастное выполнение (вне зависимости от политических воззрений различных партий) своих функций и обязанностей.
Указанные требования к должностным лицам могут закрепляться в конституции страны . В дальнейшем рассматриваемые конституционные
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003 г. (с изм. и допол.) // СПС «КонсультантПлюс».
3. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. (с изм. и допол.) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 08.11.1990 г. (с изм. и допол.) // СПС «КонсультантПлюс».
5. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ
«О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
9. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
10. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ
«О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 04.03.1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
12. Федеральный закон от 22.12.2020 г. № 439-ФЗ «О порядке
формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон от 22.02.2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
14. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
15.Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и допол.) // СПС «КонсультантПлюс».
16. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2016 № 143-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
17. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2020 № 510-ФЗ, № 524-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
18. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. и допол.) // СПС «КонсультантПлюс».
19. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.
№ 273-ФЗ г. (в ред. от 31.07.2020 № 259-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
20. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 г. № 230-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
21. Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (в ред. от 31.07.2020)// СПС «КонсультантПлюс».
22. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
23. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (законом от 23.05.2016 № 143-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
24. Указ Президента РФ от 12.08.2002 г. № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»// СПС «КонсультантПлюс».
25. Указ Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»// СПС «КонсультантПлюс».
26. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СПС «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература:
27. Афанасьева, О. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 380 с.
28. Актуальные проблемы конституционного права : Монография / под ред. Р.В. Шагиевой. – М.: Русайнс, 2020. – 223 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.book.ru/book/935729 (дата обращения: 04.02.2021).
29. Астафичев, П.А. Конституционное право России : Учебник /
П.А. Астафичев. – М.: Издательский Центр РИОР, 2020. – 390 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://new.znanium.com/go.php?id=1094315 (дата обращения: 04.02.2021).
30. Баранов, П.П. Политико-правовые итоги конституционной реформы 2020 года в России // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2020. – № 3. – С. 59-69.
31. Воронов, А.М., Калашников, С. В. Поправки к Конституции Российской Федерации: цели, порядок принятия и последствия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. серия: экономика и право. – 2020.– № 4. – С. 148-155.
32. Горохов Д.Ю. Принцип разделения властей в контексте изменений в конституции российской федерации // Конституционные ценности и ценность Конституции: материалы круглого стола с международным участием, проводимого в рамках XV Фестиваля науки города Москвы. – 2020. – С. 97-102.
33. Грудинин, Н.С. Значение конституционной реформы 2020 для развития системы разделения властей в Российской Федерации // Конституционализм и правоохранительная деятельность: материалы всероссийской научно-практической конференции. – 2020. – С. 44-49.
34. Кичалюк, М.С. Правовые аспекты российской конституционной реформы 2020 года Вопросы гуманитарных наук. – 2020. – № 6 (111). –
С. 21-22.
35. Колесникова, А.А., Крылова, Ю.О. Конституционная реформа 2020: причины и следствия поправок для правового общества России // Права человека: история, теория, практика. Девятая Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных статей. Юго-Западный государственный университет. – Курск, 2020. – С. 147-149.
36. Конституционное право зарубежных стран : учебник / [Баглай М. В. и др.] ; под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо и Л. М. Энтина ; Московский гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. – 975 с.
37. Лаврентьев, А.Р., Трусов, Н.А., Фролов, С.В. Статус публичных должностных лиц в конституционной реформе России 2020 года // Вестник Могилевского института МВД. – 2020. – № 2. – С. 94-99.
38. Мазурин, А.А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие. – Рязань, 2020 . – 102 с.
39. Медушевский, А.Н. Конституционная реформа в России: содержание, направления и способы осуществления // Общественные науки и современность. – 2020. – № 1. – С. 39-60.
40. Попова, А. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. В. Попова, М. Г. Абрамова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 371 с.
41. Румянцев, О.Г. Конституционная реформа-2020 в Российской Федерации: пристрастная оценка // Конституционный вестник. – 2020. – № 5 (23). – С. 6-32.
42. Румянцев, О.Г. О некоторых политологических аспектах конституционной реформы 2020 г. в Российской Федерации // Вопросы политологии. – 2020. – Т. 10. – № 3 (55). – С. 731-739.
43. Старилов, Ю.Н. Государственное управление в системе единой публичной власти: терминологический итог конституционной реформы //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2020. № 1 (40). – С. 20-31.
44. Таева, Н. Е. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации: эволюция юридических свойств. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakon-rossiyskoy-federatsii-o-popravke-k-konstitutsii-rossiyskoy-federatsii-evolyutsiya-yuridicheskih-svoystv/viewer (дата обращения: 04.02.2021).
45. Уваров, А.А. Конституционно-политическая реформа (в свете послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 15 января 2020 г.) // Государство и право в XXI веке. – 2020. – № 1. – С. 22-28.
46. Фролов, С. В. Конституционные ограничения в отношении публичных должностных лиц // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России 2020. – № 2. – С. 191-194 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-ogranicheniya-v-otnoshenii-publichnyh-dolzhnostnyh-lits/viewer.
47. Чиркин, В. Е. Конституционная терминология : Монография /
В.Е. Чиркин. - М.: ООО «Юридическое издательство Норма» : ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. – 272 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://new.znanium.com/go.php?id=608861 (дата обращения: 04.02.2021).
48. Шабалина, В.А., Авзалов, И.М. Проведение конституционной реформы 2020 года: проблемы и перспективы: Государственная власть и управление: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России). – 2020. – С. 239-244.